Цены на подержанные пианино обычно небольшие (от 0 рублей, часто просто за самовывоз), поэтому и качество у таких инструментов может быть любое. Чтобы не возиться с ерундой и сразу оценить, стоит связываться с инструментом или нет, руководствуйтесь несколькими правилами.
Общие правила:
1. Гораздо более качественными инструментами считаются пианино иностранных производителей, особенно старые – 60-70х годов XX века (но не 80-90х), и что очень важно – родной, а не китайской, сборки. Как это ни прискорбно, редкий специалист рекомендует поддерживать российского производителя.
Иностранные пианино 60-70 годов
2. Цена на подержанное пианино должна быть ощутимо меньше, чем на новое, даже если это классная фирма и на нём “совсем не играли”. Работая с частником, вы не получите ни качественной доставки, ни гарантии на инструмент. А так хоть в цене выиграете.
Корпус, дека, рама:
1. Корпус – самый первый показатель. Если он не удовлетворит вас, просто переходите к следующему пианино и не утруждайте себя осмотром всего остального. Корпус должен быть без трещин (трещины делают звук дребезжащим). Если шпон отклеивается, значит, пианино неправильно хранили: сначала во влажном помещении, а потом в слишком сухом. Такое хранение неизбежно сказалось и на “внутренностях” инструмента.
2. Дека.
______________________
Дека – это задняя стенка пианино, которая передаёт колебания от струн воздуху,
делая звук намного громче, чем издаёт струна сама по себе.
________________
Дека имеет самое прямое отношение к звуку, поэтому осмотрите её тщательно. Если в ней есть пара небольших трещин, это не страшно (см.фото слева). Например, в Санкт-Петербурге вы едва ли найдёте подержанное пианино с целой декой (это связано с климатическими условиями), что никак не влияет на качество обучения здешних талантов.
Слева дека с небольшими трещинами, справа с большими и многочисленными
Но если в деке много трещин, брать инструмент не стоит (см.фото справа). Кто знает, что так сильно разбило деку и на чём ещё сказались эти манипуляции.
3. Чугунная рама (не путать с декой). Она действительно чугунная, т.к. создана для того, чтобы выдерживать натяжение струн, а это около 16 тонн. Именно поэтому в ней не должно быть никаких трещин. Смотрите внимательно: трещины могут быть небольшими, но устранить их возьмётся далеко не каждый реставрационный центр (за неимением нужного оборудования), да и ремонт подобного рода считается капитальным.
Клавиши:
1. Обязательно нажмите каждую клавишу и послушайте, как она звучит – и звучит ли вообще! Следите также, чтобы клавиши не западали, не стучали по дну клавиатуры и опускались на одинаковую высоту.
Клавиатура
2. Посмотрите на клавиши сбоку: нужно, чтобы все они находились в одной плоскости.
3. Если клавиатура слишком тугая, для ребёнка она не подойдёт; и наоборот, слишком лёгкая клавиатура означает, что механизм изношен.
4. Моль может съесть важные части пианино – друкшайбы под клавишами.
______________________
Друкшайба – это шайба круглой формы, расположенная на переднем штифте клавиатуры.
Изготавливается из сукна и из бумаги.
________________
Испорченные друкшайбы часто не замечают даже опытные настройщики. Чтобы не завести в свой дом рассадник моли, чтобы не заменять все друкшайбы и не переустанавливать клавиатуру (а это стоит недёшево), проверьте всё сразу. Для этого уберите верхнюю панель, цирлейстик (ткань над клавишами) и снимите клавиатурный клап. Под ним должны быть целые друкшайбы. Защитите свой инструмент, разместив в корпусе 2-3 шайбы от моли.
Целые друкшайбы
Молоточки:
1. Снимите верхнюю и нижнюю крышки и осмотрите внутренности. Здесь вы можете оценить состояние молоточков. Их, как и клавиш, должно быть 88. Если больше 12 из них шатаются, значит механизм сильно изношен.
2. Фетр на молоточках: если на нём есть бороздки от струн или сам фетр сильно истёрт, значит, пианино активно эксплуатировалось. Это не есть хорошо!
На фото слева молоточки никуда не годятся, справа – видна небольшая выработка, но это хорошее состояние
3. Что делает молоточек при нажатии на клавишу: он должен отскакивать сразу после того, как вы отпустите клавишу и не должен задевать другие молоточки. Если задевает, это ещё один признак того, что пианино отработало своё.
Струны:
1. Осмотрите струны. Заметите большое расстояние между соседними струнами, значит, одной струны нет. Также в хоре (наборе из нескольких струн) может отсутствовать одна или даже несколько струн – это заметно само по себе, а также по тому, что другие струны будут косо натянуты.
2. Если струны закреплены на колках необычным образом, были обрывы струн. Это плохо. Когда в инструменте не хватает 2-3 струн или видно, что было несколько обрывов, такой инструмент нельзя покупать. Всё остальное может полететь в течение года.
3. Ржавых струн немного – не страшно. Эти конкретные экземпляры можно проверить на качество звучания: устраивает – отлично. Ржавых струн много – инструмент лучше не брать. Он вряд ли протянет долго.
Колки и вирбельбанк:
______________________
Колки (вирбели) – это небольшие металлические штырьки, с помощью которых натягиваются струны. При настройке пианино, мастер подкручивает их, добиваясь нужного натяжения. Они вбиты в деревянную основу, которая называется вирбельбанк. Изнашиваться может вирбельбанк и сами колки.
________________
1. При осмотре этой части инструмента обращайте внимание, крепко ли колки сидят в вирбельбанке, не шатаются ли они, нет ли дополнительных деталей между колком и деревом. Если что-то из этого есть, то бегите от этого инструмента, он не подлежит восстановлению.
2. Как вбиты колки. Более прошаренные специалисты смотрят на то, насколько плотно колки вбиты в дерево.
Колки вбивают, когда строй ослабевает. Ослабленный строй – это когда штырёк не удерживает после настройки своё положение из-за давления натянутой струны и прокручивается обратно. В инструменте специально для этого предназначены 3-5 мм, на которые можно вбить колки, чтобы они крепче сидели в дереве. Если вы видите, что между накрученной струной и деревом нет этих 3-5 мм, знайте, что инструмент терял строй.
Подбитые колки
Одни мастера рекомендуют не связываться с таким пианино. Другие утверждают, что ничего страшного здесь нет, и если инструмент солидного возраста и хорошей иностранной фирмы, он прослужит ещё долго. Но однозначно, вбитые колки – это повод задуматься и задать вопросы.
Педали:
1. Должны ходить плавно, не заедать, выполнять свои функции. Правая педаль усиливает и продлевает звучание клавиш, делая звук более глубоким (это делается за счёт того, что поднимаются демпферы).
______________________
Демпфер – это мягкая подушечка, предназначенная для заглушения струн после того, как соответствующая ей клавиша вернулась в исходное положение. Демпферный механизм позволяет избегать при игре нежелательного гула.
________________
Демпферы
Левая педаль глушит звук за счёт смещения молоточков. Средняя продлевает звучание той клавиши, которую нажимают одновременно с этой педалью. Если педали блестят, значит, на пианино играли.
История:
1. Где стояло. Пианино – деревянный инструмент: если оно стояло рядом с окном или батареей, то скорее всего рассохлось. Но ещё хуже, если оно стояло в неотапливаемом помещении, например, на даче. Такое вообще нельзя брать, оно точно испорчено из-за перепадов влажности.
2. Кто и сколько играл. Когда играют по несколько часов в день, механизм сильно расшатывается. Это бывает, если пианино стоит в музыкальной школе или служит профессиональному музыканту. От такого инструмента лучше отказаться. Есть и другая крайность: пианино стояло без дела несколько лет, на нём не играли, его не настраивали, – оно могло потерять строй.
3. Сколько раз возили. Обязательно узнайте, сколько хозяев было до вас и сколько раз пианино перевозили. Каждая перевозка может сказаться негативно, достаточно одного сильного удара – и пианино “расстроиться” навсегда.
Обязательно узнайте, сколько хозяев было до вас и сколько раз пианино перевозили
Длинный перечень правил и советов наглядно демонстрирует, насколько это непростое дело – выбрать подержанное пианино. Существенно облегчат задачу профессионалы: настройщик или реставрационная компания.
Сразу предупрежу, что настройщик может оказаться лицом заинтересованным: “порекомендовал” пианино, которое потребует дорогостоящего ремонта, а потом сам его и провёл! Не доверяете настройщику, попробуйте сделать так: обратитесь в компанию, которая давно торгует подержанными пианино. Предложите ей то пианино, которое вы выбрали: если оно её заинтересует, берите и вы. Эти ребята на своём опыте реставрации и перепродажи убедились, с какими производителями стоит иметь дело, а с какими лучше не связываться.
Обязательно сами послушайте, как звучит инструмент: мягкий и глубокий звук более предпочтителен, чем дребезжащий и звонкий. В любом случае, он должен быть вам приятен, т.к. будет либо радовать, либо мучить ваши уши долгие годы совместного музицирования.
Это видео поможет сориентироваться, как должно звучать “правильное” пианино:
Автор Елена Воронова
Статьи по теме:
- Как выбрать акустический рояль?
- Как выбрать цифровое пианино для ребёнка? Звук.
- Как выбрать цифровое пианино для ребёнка? Клавиши.
- Как выбрать цифровое пианино для ребёнка? Чудеса “цифры”.
- Как выбрать цифровой рояль?
Вступайте в наш музыкальный клуб:
Клуб интернет магазина “Ученик”
это скидки на ВЕСЬ товар магазина от 7 до 20%.
Просто зарегистрируйтесь