Хроматические интервалы

Хроматический интервал – это интервал с альтерированной ступенью (увеличенной или уменьшенной). Из-за звукового напряжения, присущего хроматизмам, такие созвучия внутри лада требуют разрешения в тональность. Неустойчивость хроматического интервала хорошо слышна ввиду близкого расположения к тоническому трезвучию. При альтерации на целый тон, интервалы называются дважды увеличенными и дважды уменьшенными (обозначения для кварты, например, ув.ув. 4 и ум.ум.4).

Повысить или понизить можно любой интервал, кроме чистой примы – она не может быть понижена.

Таблица хроматических интервалов

Теория музыки различает две основные группы хроматических интервалов: тритоны и характерные интервалы. Тритоны (ув. 4 и ум. 5) – интервалы, содержащие три тона, оттуда и их название. Характерные интервалы строятся лишь в гармоническом мажоре и миноре на заданных ступенях.

Название Обозначение В мажоре (натуральный, гармонический (г) В миноре (натуральный, гармонический (г)
Уменьшенная кварта ум. 4 III (г) VII (г)
Увеличенная квинта ув. 5 VI (г) III (г)
Увеличенная кварта ув. 4 IV (н) ; IV и VI b (г) V (н) I; IV и V (г)I
Уменьшенная квинта ум. 5 VII (н) ; II и VII (г) II (н) ; II и VII# (г)
Увеличенная секунда ув. 2 VI (г) VI (г)
Уменьшенная септима ум. 7 VII (г) VII (г)

Общие правила

  • В тональности хроматизмы требуют разрешения в 2 из 3 звуков тонического трезвучия;
  • Уменьшенный интервал разрешается внутрь, а увеличенный – наоборот, путем расширения.

Существует два способа снятия тяготения интервалов – ладовое разрешение (внутри мажорной или минорной тональности) и акустическое разрешение интервалов.

Проще говоря, акустическое разрешение происходит вне тональности. Ладовое и акустическое разрешение интервалов зачастую не совпадает. Связано это с тем, что диссонансы (остро звучащие неустойчивые интервалы) по-разному ведут себя внутри и вне лада. К примеру, дважды альтерированные и диссонирующие кварта и квинта вне тональности прозвучат как чистые консонансы – ч.5 и ч.4.

Примеры разрешения: увеличенная секунда в гармоническом ля-миноре (фа – соль диез) будет стремиться в чистую кварту (ми-ля), то есть в ширину. Уменьшенная септима (соль диез-фа), наоборот, сужается при разрешении в чистую квинту (ля – ми) в том же ладу. В случае же с разрешением ув. 5 и ум. 4 в сексту и терцию в гармоническом ля-миноре одна из ступеней (тоническая третья ступень до) будет оставаться на месте.

Приложения для телефона

Хорошими приложениями для работы с хроматическими интервалами являются:

  • Хроматические интервалы версия 1,2 hot. Подходит для телефонов и планшетов, работает в онлайн и офлайн режимах, предоставляет всю теорию по вопросу и схемы разрешения во всех тональностях и от любого звука. Приложение требует регистрации, работает на платформе Андроид, вес – 5, 68 МВ.
  • Приложение “Абсолютный слух”. Развивает общих слух и чувство ритма, дает информацию по интервалам. Размер зависит от устройста, последнее обновление – ноябрь 2020, рейтинг 4, 7.
  • “Music Theory Pro” для Айфон и Айпад. Содержит четырехактавную клавиатуру , тренер слуха и основы гармонии. Вес – 9,1 МВ, язык английский, iOS 9.0 и выше. Работает на iPhone, iPad и iPod touch.

Энгармонически равные интервалы

Интервалы, имеющие одинаковый количественно-ступенный состав и звучащие идентично на слух называется энгармонически равными. Так, расстояние в полтора тона присуще как увеличенной секунде, так и малой терции. Значит. хроматическая секунда (ув. 2) энгармонически равна малой терции (м. 3).

О диатонических интервалах

Диатоническими называются музыкальные интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда. По сути, диатоника это основная противоположность хроматизмам. Однако, вне тональности хроматический интервал (кроме тритонов ув. 4 и ум. 5) звучит также как диатоника, отчего и появляются энгармонически равные интервалы – например, ми-ля бемоль (уменьшенная кварта) и ми – соль диез (большая терция) вне До мажора).

Подведем итоги

Хроматические интервалы – вид созвучий из двух нот, которые подвержены альтерации ступеней на полутон/тон. Основная их отличительная черта – диссонансность или стремление к разрешению в устойчивые ступени лада. В мажоре и миноре за хроматикой закрепляются конкретные ступени, а акустически они могут звучеть энгармонически равно с консонансами.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мы всегда рады проконсультировать Вас!

Подберем Вам идеальный музыкальный инструмент!

Sending

© 2012-2024. "Ученик.ру - общение музыкой". Все права защищены законом.

Политика конфиденциальности.

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account