Хроматический интервал – это интервал с альтерированной ступенью (увеличенной или уменьшенной). Из-за звукового напряжения, присущего хроматизмам, такие созвучия внутри лада требуют разрешения в тональность. Неустойчивость хроматического интервала хорошо слышна ввиду близкого расположения к тоническому трезвучию. При альтерации на целый тон, интервалы называются дважды увеличенными и дважды уменьшенными (обозначения для кварты, например, ув.ув. 4 и ум.ум.4).
Повысить или понизить можно любой интервал, кроме чистой примы – она не может быть понижена.
Таблица хроматических интервалов
Теория музыки различает две основные группы хроматических интервалов: тритоны и характерные интервалы. Тритоны (ув. 4 и ум. 5) – интервалы, содержащие три тона, оттуда и их название. Характерные интервалы строятся лишь в гармоническом мажоре и миноре на заданных ступенях.
Название | Обозначение | В мажоре (натуральный, гармонический (г) | В миноре (натуральный, гармонический (г) |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | III (г) | VII (г) |
Увеличенная квинта | ув. 5 | VI (г) | III (г) |
Увеличенная кварта | ув. 4 | IV (н) ; IV и VI b (г) | V (н) I; IV и V (г)I |
Уменьшенная квинта | ум. 5 | VII (н) ; II и VII (г) | II (н) ; II и VII# (г) |
Увеличенная секунда | ув. 2 | VI (г) | VI (г) |
Уменьшенная септима | ум. 7 | VII (г) | VII (г) |
Общие правила
- В тональности хроматизмы требуют разрешения в 2 из 3 звуков тонического трезвучия;
- Уменьшенный интервал разрешается внутрь, а увеличенный – наоборот, путем расширения.
Существует два способа снятия тяготения интервалов – ладовое разрешение (внутри мажорной или минорной тональности) и акустическое разрешение интервалов.
Проще говоря, акустическое разрешение происходит вне тональности. Ладовое и акустическое разрешение интервалов зачастую не совпадает. Связано это с тем, что диссонансы (остро звучащие неустойчивые интервалы) по-разному ведут себя внутри и вне лада. К примеру, дважды альтерированные и диссонирующие кварта и квинта вне тональности прозвучат как чистые консонансы – ч.5 и ч.4.
Примеры разрешения: увеличенная секунда в гармоническом ля-миноре (фа – соль диез) будет стремиться в чистую кварту (ми-ля), то есть в ширину. Уменьшенная септима (соль диез-фа), наоборот, сужается при разрешении в чистую квинту (ля – ми) в том же ладу. В случае же с разрешением ув. 5 и ум. 4 в сексту и терцию в гармоническом ля-миноре одна из ступеней (тоническая третья ступень до) будет оставаться на месте.
Приложения для телефона
Хорошими приложениями для работы с хроматическими интервалами являются:
- Хроматические интервалы версия 1,2 hot. Подходит для телефонов и планшетов, работает в онлайн и офлайн режимах, предоставляет всю теорию по вопросу и схемы разрешения во всех тональностях и от любого звука. Приложение требует регистрации, работает на платформе Андроид, вес – 5, 68 МВ.
- Приложение “Абсолютный слух”. Развивает общих слух и чувство ритма, дает информацию по интервалам. Размер зависит от устройста, последнее обновление – ноябрь 2020, рейтинг 4, 7.
- “Music Theory Pro” для Айфон и Айпад. Содержит четырехактавную клавиатуру , тренер слуха и основы гармонии. Вес – 9,1 МВ, язык английский, iOS 9.0 и выше. Работает на iPhone, iPad и iPod touch.
Энгармонически равные интервалы
Интервалы, имеющие одинаковый количественно-ступенный состав и звучащие идентично на слух называется энгармонически равными. Так, расстояние в полтора тона присуще как увеличенной секунде, так и малой терции. Значит. хроматическая секунда (ув. 2) энгармонически равна малой терции (м. 3).
О диатонических интервалах
Диатоническими называются музыкальные интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда. По сути, диатоника это основная противоположность хроматизмам. Однако, вне тональности хроматический интервал (кроме тритонов ув. 4 и ум. 5) звучит также как диатоника, отчего и появляются энгармонически равные интервалы – например, ми-ля бемоль (уменьшенная кварта) и ми – соль диез (большая терция) вне До мажора).
Подведем итоги
Хроматические интервалы – вид созвучий из двух нот, которые подвержены альтерации ступеней на полутон/тон. Основная их отличительная черта – диссонансность или стремление к разрешению в устойчивые ступени лада. В мажоре и миноре за хроматикой закрепляются конкретные ступени, а акустически они могут звучеть энгармонически равно с консонансами.