Доминантсептаккорды

Септаккорд

Это четырехзвучие с интервалами в виде терции между каждым звуком и септимы – между крайними. Септаккорды имеют разное строение из-за неодинаковых интервалов между ступенями в гамме.

Они изучаются на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ.

Доминантсептаккорд

Это самый популярный вид септаккорда. Доминантовый септаккорд строится от V ступени, доминантной в гармоническом миноре или мажоре, – отсюда и название. Основой аккорда является трезвучие мажор с добавленной к нему малой терцией.

Самым нижним звуком этого четырехзвучия является прима – основа доминантсептаккорда. Дальше идет терция, квинта и септима: последняя составляет верх звучания. Для построения доминантсептаккорда от любой ноты можно использовать:

  • мажорное трезвучие и малую терцию;
  • большую терцию, малую терцию и еще одну малую терцию.

Особенность аккорда – в его доминантовости. Это значит, что звучание неустойчивое: оно стремится разрешиться в тонический аккорд или его эквиваленты. Классическая гармония построена на этом стремлении. Доминантсептаккорд создает напряжение и ощущение тональности.

В джазе его не разрешают, а в блюзе он функционирует как самостоятельный тонический аккорд, сочетаясь с пентатоникой.

Доминантсептаккорд бывает:

  1. Полным.
  2. Неполным: у него отсутствует квинтовый тон, зато есть удвоенная прима.
  3. С секстой: квинта отсутствует.

Обозначение

Доминант септ аккорд обозначается арабской цифрой 7 и римской V: первая указывает на интервал, то есть на септиму, а вторая – на ступень, что используется для построения аккорда. Получается V7. В классической гармонии используют обозначение D7. Обычно вместо номера ступени указывается латинское обозначение ноты. Для тональности C-dur ее записывают буквой G вместо V, поэтому доминантсептаккорд будет обозначен так – G7. Также используется dom: Сdom.
Видео на эту тему, которое показалось нам интересным:

Примеры

Для D-dur

Чтобы построить доминантсептаккорд в этой тональности, нужно найти V и ноту A. От нее строится мажорное трезвучие, к которому сверху добавляется малая терция.

Для H-moll

В этой тональности ступени V соответствует нота F#. От нее вверх строится мажорное трезвучие с добавленной сверху малой терцией.

Обращения доминантсептаккорда

У аккорда 3 обращения. Их интервалы проходят между верхним звуком, основой и нижним звуком.

  1. Квинтсекстаккорд. Строй начинается с VII ступени.
  2. Терцквартаккорд. Начинает свой строй от II ступени.
  3. Секундаккорд. Его строй начинается с IV ступени.

Разрешения

Из-за диссонирующих интервалов доминантсептаккорд необходимо разрешать, то есть превращать неустойчивые звуки в устойчивые.

В доминантсептаккорде диссонирующим тоном является IV ступень лада септима. Она всегда разрешается на ступень вниз, как и квинта. Терция разрешается вверх на малую секунду или вниз.

Альтерации

Джаз и современная музыка предполагают альтерирование доминантсептаккорда – понижение или повышение его ступеней. В составе D7 становится другой только V ступень: септима, терция или прима не меняются, иначе качество аккорда тоже преобразится. В результате повышения или понижения квинты получаются следующие аккорды.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мы всегда рады проконсультировать Вас!

Подберем Вам идеальный музыкальный инструмент!

Sending

© 2012-2024. "Ученик.ру - общение музыкой". Все права защищены законом.

Политика конфиденциальности.

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account