Септаккорд
Это четырехзвучие с интервалами в виде терции между каждым звуком и септимы – между крайними. Септаккорды имеют разное строение из-за неодинаковых интервалов между ступенями в гамме.
Они изучаются на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ.
Доминантсептаккорд
Это самый популярный вид септаккорда. Доминантовый септаккорд строится от V ступени, доминантной в гармоническом миноре или мажоре, – отсюда и название. Основой аккорда является трезвучие мажор с добавленной к нему малой терцией.
Самым нижним звуком этого четырехзвучия является прима – основа доминантсептаккорда. Дальше идет терция, квинта и септима: последняя составляет верх звучания. Для построения доминантсептаккорда от любой ноты можно использовать:
- мажорное трезвучие и малую терцию;
- большую терцию, малую терцию и еще одну малую терцию.
Особенность аккорда – в его доминантовости. Это значит, что звучание неустойчивое: оно стремится разрешиться в тонический аккорд или его эквиваленты. Классическая гармония построена на этом стремлении. Доминантсептаккорд создает напряжение и ощущение тональности.
В джазе его не разрешают, а в блюзе он функционирует как самостоятельный тонический аккорд, сочетаясь с пентатоникой.
Доминантсептаккорд бывает:
- Полным.
- Неполным: у него отсутствует квинтовый тон, зато есть удвоенная прима.
- С секстой: квинта отсутствует.
Обозначение
Доминант септ аккорд обозначается арабской цифрой 7 и римской V: первая указывает на интервал, то есть на септиму, а вторая – на ступень, что используется для построения аккорда. Получается V7. В классической гармонии используют обозначение D7. Обычно вместо номера ступени указывается латинское обозначение ноты. Для тональности C-dur ее записывают буквой G вместо V, поэтому доминантсептаккорд будет обозначен так – G7. Также используется dom: Сdom.
Видео на эту тему, которое показалось нам интересным:
Примеры
Для D-dur
Чтобы построить доминантсептаккорд в этой тональности, нужно найти V и ноту A. От нее строится мажорное трезвучие, к которому сверху добавляется малая терция.
Для H-moll
В этой тональности ступени V соответствует нота F#. От нее вверх строится мажорное трезвучие с добавленной сверху малой терцией.
Обращения доминантсептаккорда
У аккорда 3 обращения. Их интервалы проходят между верхним звуком, основой и нижним звуком.
- Квинтсекстаккорд. Строй начинается с VII ступени.
- Терцквартаккорд. Начинает свой строй от II ступени.
- Секундаккорд. Его строй начинается с IV ступени.
Разрешения
Из-за диссонирующих интервалов доминантсептаккорд необходимо разрешать, то есть превращать неустойчивые звуки в устойчивые.
В доминантсептаккорде диссонирующим тоном является IV ступень лада септима. Она всегда разрешается на ступень вниз, как и квинта. Терция разрешается вверх на малую секунду или вниз.
Альтерации
Джаз и современная музыка предполагают альтерирование доминантсептаккорда – понижение или повышение его ступеней. В составе D7 становится другой только V ступень: септима, терция или прима не меняются, иначе качество аккорда тоже преобразится. В результате повышения или понижения квинты получаются следующие аккорды.