Русский темперамент питерских арф

Первая отечественная

Первая отечественная арфа появилась в СССР только в послевоенные годы, точнее в 1951 году, на ленинградской фабрике музыкальных инструментов имени Луначарского. Разобрав и изучив арфу зарубежного производства, на которой играла знаменитая артистка Ксения Эрдели, ленинградские умельцы сделали ее адаптированную под отечественные возможности реплику. Вместо традиционной короны в навершии колонны установили фигуру красноармейца.

90% инструментов идут на экспорт – в Англию, Чехию, Польшу. Стоимость петербургских арф – от 400 до 700 тыс. рублей, а зарубежных – 6-8 млн в рублях.

ЭТО небольшое предприятие на Полюстровском проспекте в Калининском районе Петербурга – одно из десятка в мире и единственное в постсоветском пространстве, которое занимается изготовлением педальных арф. Объемы производства невелики: 5-6 инструментов в месяц, при том что на изготовление одной арфы требуется три месяца.

Душа и темперамент

«Инструмент делаем под заказ. Арфа – наукоемкий инструмент, сопоставим по сложности с созданием рояля, в домашних условиях сделать ее практически невозможно, – рассказал во время экскурсии по производству исполнительный директор компании Андрей Мартыненко. – Заказчики приезжают в Петербург для того, чтобы посмотреть город и наше производство. Петербуржцы успешно конкурируют с лидерами рынка: итальянцами, французами и американцами.

Музыканты из других стран говорят, что звук у наших инструментов другой: в петербургской арфе российские душа и темперамент.

Каждая арфа индивидуальна: имеет свой тембр, на звук влияют качество древесины и руки мастера».

По словам исполнительного директора, немалые средства требуются на зарплаты сотрудников, материалы и закупку деталей для механизмов. «Детали заказываем в Севастополе, – пояснил он. – Сейчас окупаемость производства стремится к нулю. Можно сказать, что мы практически вышли на самоокупаемость».

Известно, что арфа – один из самых древних музыкальных струнных инструментов, процесс изготовления этого инструмента сложен и кропотлив. Состоит арфа из четырех основных частей: корпуса, колонны, колковой рамы и основания. В производстве педальных арф – от небольших камерных инструментов на 40 до концертных на 47 струн – используются разные виды отечественной древесины, только просушка которой занимает от трех до пяти лет: клен, береза, ель, бук. Струны изготавливаются из нейлона, жил животных, металла. Примерно 95% работ делается вручную. Когда арфа готова, к своим обязанностям приступает профессиональный настройщик.

По традиционным технологиям

В эпоху приватизации, в 1993 году фабрика им. Луначарского была преобразована в акционерное общество открытого типа по производству народных музыкальных щипковых инструментов «Арфа». Далее пошли иные пертурбации – сейчас это предприятие под названием RESONANCE HARPS, а в его составе есть прежние уникальные мастера-«луначарцы». Всего в штате 20 человек.

«Щипковые струнные инструменты создаем по старинным технологиям, благодаря чему современные арфы звучат так, как звучали их предшественники. Начинали мы с ремонта старых арф, затем в качестве пробного отдельного проекта стали выпускать по одному инструменту раз в полгода, а сейчас выпуск продукции поставлен на поток», – рассказал об этапах развития производства Андрей Мартыненко.

Арфы – в школы

Сейчас, помимо зарубежных заказчиков, в компанию время от времени наведываются отечественные – в основном частники из Петербурга, Москвы и Екатеринбурга. Рассказывают, были покупатели из калининградского и других театров страны, арфу местного производства купил петербургский Мюзик-Холл. О том, что компания готова переоснастить музыкальные школы Петербурга и России, сообщил представителям СМИ генеральный директор предприятия Игорь Матвиенко.

«Износ инструментов, имеющихся в распоряжении музыкальных школ, достигает 90%, ведь ими пользуются по 30–40 лет, – объяснил он. – Но вот вопрос: готовы ли школы купить инструмент, если им предоставят такую возможность? Думаю, стоит составить соответствующую программу поддержки: как региональную – для Петербурга, так и федеральную – для всей России».

По словам гендиректора предприятия, покупатели арф часто предпочитают иностранные бренды, так как просто не знают о российских. «А ведь мы вручную обрабатываем бревна для заготовки, сушим детали в естественных условиях и только после этого приступаем к созданию полноценного инструмента. Причем не используем «роботов-помощников». Именно поэтому отечественные инструменты ценятся не только в России, но и за рубежом», – отметил Игорь Мартыненко.

Поддержка города

Пресс-тур на производство струнных музыкальных инструментов организовал Центр развития и поддержки предпринимательства совместно с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка.

«Город поддерживает инициативы специалистов отрасли об организации обучения детей и взрослых игре на всех струнных инструментах, организации концертов классической музыки и продажи инструментов для всех желающих. И здесь встает вопрос о государственной поддержке инициатив малых производств такого рода», – отметил директор Центра развития и поддержки предпринимательства Даниил Старковский.

Он напомнил о том, что производители музыкальных инструментов могут претендовать на компенсацию затрат по аренде помещений, участие в выставках и отраслевых ярмарках, имеют право на возврат процентов по кредитным договорам. Кроме того, существует целый комплекс мероприятий по развитию и поддержке ремесленных и экспортно-ориентированных компаний Санкт-Петербурга.

Материал взят из петербургского делового обозрения

“Бизнес-дневник” (август-сентябрь 2017 №7-8)

Вступайте в наш музыкальный клуб:
Клуб интернет магазина “Ученик”
это скидки на ВЕСЬ товар магазина от 7 до 20%.
Просто зарегистрируйтесь

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мы всегда рады проконсультировать Вас!

Подберем Вам идеальный музыкальный инструмент!

Sending

© 2012-2024. "Ученик.ру - общение музыкой". Все права защищены законом.

Политика конфиденциальности.

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account