Ниже представлены описания игр, связанных с музыкальными символами и словами.
1. Игра на скорость
Возьмите два листа нотной бумаги с достаточными промежутками между линейками, чтобы записывать ноты легко и быстро. Также вам потребуется секундомер. Выберите ведущего, дайте ему лист нотной бумаги и попросите нарисовать скрипичный ключ в начале нотного стана, а затем – десять нот в различных местах стана: четвертные, половинные и целые.
Не подглядывайте. Нарисованные им ноты могут выглядеть примерно так:
Далее ведущий называет ноты, а вы записываете их на своем листе. Ноту он не называет впрямую, а только указывает ее расположение относительно среднего C (до). Например: «четвертная до выше среднего до». Вы записываете первую четвертную до, расположенную выше среднего до. О четвертой ноте на рисунке ведущей скажет: «половинная до над тем до, что выше среднего до». Пятую опишет так: «Целая нота E (ми) над той до, что выше среднего до, и т.д
Сядьте так, чтобы не видеть лист ведущего. Когда вы будете готовы, ведущий зафиксирует время старта и затем назовет 10 нот. Вы должны записать эти ноты как можно быстрее. Если не успеваете, попросите ведущего сбавить темп. Как только закончите, поднимите руку, и ведущий остановит секундомер, а затем проверит ваши записи.
Продолжайте игру, пока не добьетесь лучшего времени при 100% правильном результате. Ведущий может всякий раз называть новые ноты, чтобы вы не повторялись. Пригласите других игроков и узнайте, кто из вас самый быстрый.
В эту игру можно играть как в скрипичном, так и в басовом ключе. Ведущий скажет, в каком ключе находится нота, и сообщит ее расположение. Например, ноту на рисунке ниже он опишет так: «Басовый ключ, целая нота D (ре) ниже того до, что ниже среднего до».
2. Игра «Ноты на линейках»
Нарисуйте большой нотный стан в скрипичном ключе и второй такой же в басовом ключе, а посредине – среднее С (до). Можно сделать это на листе бумаги размером ок. 1х1 м. Сделайте достаточные промежутки между линейками, чтобы рисовать крупные ноты. Посчитайте, сколько нот нужно изготовить, чтобы заполнить каждую линейку и промежуток, начиная с «до» под нижней линейкой в басовом ключе и заканчивая «до» над верхней линейкой в скрипичном ключе (точное количество). Вырежьте это количество нот из бумаги (названия не подписывайте). Сложите все ноты в коробку.
Пригласите в игру четырех участников, которые знают все ноты в обоих ключах. Выберите ведущего. Он будет называть ноты для каждого игрока по очереди. Например: «Том, помести ноту на линейку G (соль)». (Линейка может быть как в басовом, так и в скрипичном ключе). Том берет ноту из коробки и помещает ноту на линейку или в промежуток, соответствующий ноте соль в басовом или скрипичном ключе, если это место еще не занято. Если Том делает все правильно, он зарабатывает очко.
Ближе к концу игры ведущий называет только те линейки или промежутки, которые еще не заняты. Игра продолжается, пока не закончатся ноты в коробке и линейки/промежутки на нотном стане. Победителем считается тот, кто разместил больше всего правильных нот.
Чтобы было еще интереснее, возьмите секундомер и наблюдайте за тем, насколько быстро и правильно игроки расставляют ноты. Тот, кто окажется быстрее всех и наберет больше всего очков, – победитель.
3. Игра «Музыкальное поле»
Возьмите лист картона размером примерно 60х60 см. Нарисуйте на нем большой скрипичный (или басовый) ключ и разделите его на ячейки. Раскрасьте ячейки в разные цвета.
Можете сделать поле на основе другой картинки и также раскрасить ячейки.
Запаситесь примерно 25-ю карточками: напишите на них вопросы и указания (если потребуется больше, потом добавите). Текст на карточках приблизительно такой:
Сложите карточки в стопку лицевой стороной вниз.
Возьмите несколько мелких предметов, которые будут выполнять роль фишек (по числу игроков), а также два игральных кубика. Игроки по очереди подбрасывает кубики, чтобы определить очередность хода. При каждом ходе игрок берет из стопки карточку и выполняет написанные на ней указания.
Договоритесь об остальных правилах игры: например, если выпадает дубль (одинаковые числа на обоих кубиках), игрок получает дополнительный ход. Выигрывает тот, чья фишка первой доберется до конца поля.
4. Игра «Музыкальные слова»
Подберите себе в пару игрока, который знает ноты. Каждый из вас пусть составит список слов, которые состоят только из букв музыкального алфавита. Например, слова EGG и BAG (Прим. переводчика: в русском языке это слова типа ФАСОЛЬ и МИЛЯ). Попросите знакомых подсказать вам больше таких слов. Далее ручкой или маркером нарисуйте скрипичный и басовый ключи и нотный стан с крупными промежутками между линейками.
Тот, кто ходит первым, записывает слово на нотном стане при помощи нот. Например, слово EGG в скрипичном ключе будет выглядеть так:
Второй игрок зарабатывает очко, если угадывает слово с первой попытки. Затем второй игрок пишет свое слово, а первый его угадывает. Побеждает тот, кто правильно угадает больше слов.
Другой вариант этой же игры: можно загадывать слова, в которых есть не только буквы музыкального алфавита. Например, в слове EAGLE четыре буквы присутствуют в музыкальном алфавите, а одна – нет. Вы просто записываете эту букву на нотном стане среди нот:
примеры из русского языка – СИРЕнь, ДОМИк
5. Игра «Задачки по математике»
Запишите несколько нот и посчитайте их общую длительность путем сложения. Например:
Запишите несколько нот и вычтите длительность некоторых. Разность должна быть не меньше единицы. Например:
Запишите в ряд несколько «математических» нот. Расставьте между ними знаки сложения и вычитания. Складывайте и вычитайте длительность каждой ноты, чтобы получить ответ (Убедитесь, что у вас достаточно плюсов и целых нот и ответ получается не меньше единицы). Например:
Составьте свои задачи на «музыкальное» сложение и вычитание. Задайте их тому, кто знает ноты, и проверьте, сколько времени уйдет у него на решение.