Как выбрать балалайку

 

Балалайка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалаек очень различная: от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.

Корпус балалайки склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 ладов).

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Домбра

Домбра

 

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

 

Устройство балалайки

ustroystvo-balalayki

Корпус – состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обычно этих сегментов семь или шесть.

Гриф – вытянутая деревянная часть, к которой при игре прижимаются струны для изменения ноты.

Головка – верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.

 

Советы от магазина “Ученик” по выбору балалайки

 

Учиться играть нужно сразу на хорошем инструменте. Только хороший инструмент может дать сильный, красивый, певучий звук, а от качества звука и от умения им пользоваться зависит художественная выразительность исполнения.

  1. Гриф балалайки должен быть совершенно прямым, без искривлений и трещин, не очень толст и удобен для его обхвата, но и не слишком тонок, так как в этом случае под влиянием внешних причин (от натяжения струн, сырости, изменений температуры) он может со временем покоробиться. Лучший материал для прифа — черное дерево.
  2. Лады должны быть хорошо отшлифованы как сверху, так и по краям грифа и не мешать движениям пальцев левой руки.
    Кроме того, все лады должны быть одной высоты или лежать в одной плоскости, т. е. так, что-бы положенная на них ребром линейка касалась их всех без исключения. При игре на балалайке струны, прижатые на любом ладу, должны давать чистый, недребезжащий звук. Лучший материал для ладов — белый металл и никелин.
  3. Колки для струн должны быть механические. Они хорошо держат строй и допускают очень легкую и точную настройку инструмента. Та часть колка, на которую накручивается струна, должна быть не полая, а из целого куска металла. Отверстия, в которые пропускаются струны, должны быть хорошо зашлифованы по краям, иначе струны быстро перетираются.
  4. Дека (плоская сторона корпуса), построенная из хорошей резонансовой ели с правильными, параллельными мелкими слоями, должна быть плоской и ни в коем случае не вогнутой внутрь.
  5. При наличии навесного панциря следует обратить внимание, чтобы он был действительно навесным и не касался деки. Панцbрь должен быть из твердого дерева (чтобы не покоробился). Его назначение — предохранить нежную деку от ударов и разрушения.
    Панцирь балалайки

    Панцирь балалайки

     

  6. Порожки верхний и нижний во избежание их быстрого изнашивания должны быть сделаны из твердой породы дерева или из кости. При повреждении верхнего порожка струны ложатся на гриф (на лады) и дребезжат; при повреждении нижнего порожка струны могут попортить деку.
  7. Подставка для струн должна быть сделана из клена и всей своей нижней плоскостью плотно соприкасаться с декой, не давая никаких просветов. Подставки черного дерева, дубовые, костяные или из мягких пород дерева не рекомендуются, так как они ослабляют звучность инструмента или, наоборот, придают ему резкий неприятный тембр.Высота подставки также имеет существенное значение; слишком высокая подставка хотя и увеличивает силу и резкость инструмента, но затрудняет извлечение певучего звука; слишком низкая — увеличивает певучесть инструмента, но ослабляет силу его звучности; техника же извлечения звука облегчается чрезмерно и приучает балалаечника к пассивной, невыразительной игре. Поэтому подбору подставки необходимо уделить особенное внимание. Неудачно подобранная подставка может ухудшить звучание инструмента и сделать его неудобным для игры.
  8. Кнопки для струн (около нижнего порожка) должны быть сделаны из очень твердой породы дерева или кости и прочно сидеть в своих гнездах.
  9. От подбора струн зависит чистота строя и тембра инструмента. Слишком тонкие струны дают слабый, дребезжащий звук; слишком же толстые или затрудняют игру и лишают инструмент певучести, или, не выдерживая строя, рвутся.
  10. Звук инструмента должен быть полным, сильным и обладать приятным тембрам, лишенным резкости или глухоты («бочковатости»). При извлечении звука из неприжатых струн он должен получаться длительным и затухать не сразу, а постепенно. Качество звука зависит, главным образом, от правильных размеров инструмента и качества строительных материалов, подставки и струн.

 

Как выбрать балалайку

 

 

Примеры балалаек

 

 

Ознакомиться с ассортиментом современных балалаек вы можете в интернет-магазине “Ученик”.

 

Свои вопросы и опыт в выборе балалайки пишите в комментариях!

 

4 комментария
  1. Картинка профиля Олег
    Олег 4 года назад

    У нас в институте в ансамбле был один пацан- на балалайке играл. Так вот, я когда его в первый раз увидел, подумал, зачем это нужно, вроде такой неинтересный старый инструмент. Сам я на синтезаторе играю. А потом получилось такие композиции с этой балалайкой забацать. Даже в современной музыке ей можно найти оригинальное применение. А то, что надо начинать сразу на хорошем инструменте точно подмечено и так любовь к инструменту сразу возникнет.

  2. Картинка профиля Саша
    Саша 4 года назад

    Я когда училась в школе, ходила в музыкалку на класс домбры- это инструмент типа балалайки, на ней так же нужно играть с помощью медиатора. Отличие в форме- балалайка треугольная, а домбра круглая, а гриф и струны очень похожи. Сейчас балалайка так же становится модным инструментом, у меня дочка играет на фортепиано, но у них в школе на балалайку ходит много детей.

  3. Картинка профиля Наталья
    Наталья 4 года назад

    Увидела статью и как в детство вернулась, пять лет в музыкальной школе на балалайке, получила диплом, правда продолжать музыкальную карьеру, так сказать не стала, хотя подавала большие надежды. У меня была самая обычная, а вот тут такая красота продемонстрирована, особенно понравилась черная лаковая балалайка. Прочитала, даже захотелось вспомнить и поиграть.

  4. Картинка профиля Герман
    Герман 4 года назад

    Как-то мне пришлось общаться с профессиональными балалаечниками. И было дано поручение приобрести в магазине музыкальных инструментов 5 балалаек для кружка народной музыки в детдоме.
    Сейчас вспоминаю, что особое внимание они обращали на идеальную “ровность” и гладкость грифа и на установленный тип колков. Объяснялось это тем, что от этого зависит крепление струн, а качество грифа даст “нефальшивое” звучание нот. Корпус, деки дают громкость и сочность звука. А для учеников-школьников это второстепенная важность. Ведь они учатся, а не концертируют!

Оставить ответ Саша Нажмите здесь, чтобы отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мы всегда рады проконсультировать Вас!

Подберем Вам идеальный музыкальный инструмент!

Sending

© 2012-2019. "Ученик.ру - общение музыкой". Все права защищены законом.

Политика конфиденциальности.

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account